Тверской дизайнер Сергей Богачев поведал нам о своей жизни, о своих взглядах на дизайн и даже оформил свое интервью (впрочем, как и весь номер)

 

   – Как давно Вы работаете дизайнером? Какое основное направление деятельности?
   – Дизайнером я работаю уже двенадцать лет, из которых «нормальным» дизайнером лет пять. Основное направление деятельности – различная полиграфическая продукция, от визиток до рекламных щитов. Плюс веб-дизайн.
   – Что означает «нормальным» дизайнером?
   – Это означает, что достиг определенной степени мастерства я пять лет назад, а семь лет перед этим я постигал и учился. И до сих пор учусь и постигаю. Хочется максимально отшлифовать свои умения и навыки. И получать максимальные гонорары за минимальный объем работы.
   – Расскажите нашим читателям, в чем заключается непосредственно сам процесс Вашей работы. Насколько сложно придумать дизайн для чего либо?
   – Открою небольшой секрет. Все уже придумано. Надо только правильно это расположить на листе бумаги. И все – дизайн готов! (смеется). Но есть одно «но». Не все знают, как расположить правильно. В этом и заключается процесс работы. А если серьезно, то начинается все с беседы с заказчиком, попыток понять, что он хочет и какие цели преследует. Тут и возникают первые сложности – большинство заказчиков не знают, что они хотят. И часть из них идет по пути под названием «Вы мне покажите десять вариантов, а я выберу». Люди не понимают, что невозможно сделать десять одинаково хороших вариантов, скажем, логотипа или буклета. Поэтому я стараюсь делать один вариант, но именно тот, который нужен клиенту. Это второй этап – убедить в правильности моей идеи. Тут много психологических аспектов, раскрывать все карты нет смысла. На следующем этапе – непосредственно работа с формами и цветами. Звучит не совсем понятно, но это так. То есть я перебираю комбинации различных форм и цветов, на которых будет основан дизайн. Делаю я это обычно «в голове», компьютеры для такой работы не годятся – слишком тормозят. Другими словами, на этом этапе я придумываю дизайн в целом, стараясь мысленно представить, как будет выглядеть конечный результат. На этот процесс может уйти несколько минут, а может несколько дней. И вот когда я вижу устойчивый образ – пора садиться за компьютер. Пара-тройка часов с чашкой кофе - и все готово. Можно отсылать заказчику на утверждение, естественно, укрепив тылы и заготовив аргументы. Предстоит пятый – самый неприятный этап – утверждение дизайна заказчиком. Иногда он проходит очень болезненно, иногда легко. Но в любом случае проходит. Остается последний этап – подготовить файл к печати и отправить в типографию. Но это уже технические моменты. Я не упомянул еще работу с материалами – это верстка текста, обработка фотографий и т.д. и т.п. А вот насчет сложности «придумывания» дизайна я сказал сначала чистую правду. При определенном опыте «придумать» дизайн довольно просто. Сложнее получить этот опыт.
   – Как обстоят в целом дела с дизайном в нашем городе?
   – Сразу скажу, что креатив в нашем городе не приживается. Очень часто в мелких конторах-шарашках (а их у нас в городе хоть пруд пруди) большинство вопросов, связанных с дизайном, выполняются абсолютными дилетантами из числа собственных сотрудников, причем обычно в Word'е, но иногда даже в Excell'е. Подавляющее большинство людей считают, что практически любой IT-специалист, у которого на компьютере установлен Photoshop, принципиально может выполнить работу дизайнера. При этом дизайнером может начать считать себя каждый. Особенно часто эта мания начинается с первой похвалы начальством рядового секретаря, который, проявив инициативу, «красиво» набрал в Word'е какой-либо документ и нарисовал к нему «красивые» графики. Когда же дело доходит до «нормального» дизайнера - все сложнее. Хотя по определению и предполагается, что дизайн делается для конечных потребителей, но на деле для того, кто за дизайн платит. Дизайнер обычно воспринимается работодателем или заказчиком просто как придаток к Photoshop'у. Почти любой работодатель или заказчик «может нарисовать на компьютере дизайн не хуже, но, к сожалению кроме Word’а ничего не знает». «Истинный дизайн» рождается только в сознании заказчика. В конце концов, заказчик же платит за дизайн. И это приводит к тому, что каждодневно порождается огромное количество быдлотворений, которое вы видите на плакатах и по телевизору. Но дизайнера пинают в любом случае, хотя больше всего те, кто не имеет о дизайне ни малейшего понятия.
   – А как с заказами? Насколько востребуема профессия дизайнера-полиграфиста в Твери?
   – С заказами все очень хорошо, только работай. Мне даже не приходится никому предлагать свои услуги. Меня сами находят. Но скорее всего, это просто связано с тем, что работаю довольно давно и много с кем познакомился. Сарафанное радио, так сказать. Много, конеч-но, попадается и «левых» заказчиков. В отрицательном смысле слова. К примеру, звонит вам потенциальный заказчик и просит сделать ему дизайн, рекламу, фирменный стиль, логотип и т.д. и т.п. Вы как проклятый сидите – заказ выполняете, макеты отсылаете, короче, на лучшее надеетесь. А заказчик взял и пропал, или время тянет – в общем, «редиска». А дело в том, что он просто зарядил работой несколько дизайнеров и на халяву получил много разного дизайна. И если утвердили не ваш макет, то платить он вам совершенно не собирается. А работу-то вы делали, время и силы тратили. И ничего не попишешь. Но это скорее удел дизайнеров начинающих. Я уже без крупного аванса и с места не двинусь с незнакомым клиентом.
   – Насколько широк спектр заказов? Кому отдается предпочтение?
   – Конечно, хотелось бы получить заказ идеальный. Это когда и денег много и работа интересная. Но это редкость, хотя периодически бывает. А деятельность компаний, с которыми я работаю, довольно широка – образование, информационные технологии, торговля, строительство, стоматология, СМИ, цирковые афиши, медицина, ресторанный бизнес, наружная реклама и т.д. И предпочтение, конечно, отдается старым, проверенным заказчикам.
   – Графика – бизнес или хобби? Я имею в виду рисование представительниц прекрасного пола.
   – Начиналось как хобби, теперь иногда как бизнес. Но в большинстве случаев как хобби. Когда-то давно мои женские портреты печатал на обложках журнал «ДОМОВОЙ», который издавался редакцией газеты «Тверская Жизнь». Теперь вот они появляются и в «Светской Жизни».
   – Коллеги по профессии? Насколько жесткая конкуренция в мире дизайна?
   – С другими дизайнерами я общаюсь изредка. Есть такой минус у профессии – мы недолюбливаем друг друга. Наверное, потому, что очень придирчивы к чужому дизайну и считаем, что всегда можем сделать лучше. Вообще высокомерие и заносчивость – это одни из основных дизайнерских качеств. Я искренне надеюсь, что искоренил их в себе, но с коллегами по профессии все же предпочитаю не пересекаться. Хотя пара-тройка давних знакомых у меня есть. В тендерах и конкурсах я не участвую, так что о конкуренции сказать ничего не могу.
   – Решение стать дизайнером – мечта детства или случайность?
   – Времена моего безоблачного детства пришлись на ту пору, когда профессии «дизайнер» не было в принципе. И для детских мечт существовал довольно ограниченный круг профессий. Но, конечно, уже работали какие-то художники-оформители и чем-то подобным скорее всего, занимались. А к профессии дизайнера я двигался окольными путями. До того как стать дизайнером я работал слесарем в газовой котельной. Но в один прекрасный день моя супруга Наташа сказала мне сакраментальную фразу : «Шел бы ты, Сергей, в дизайнеры, чтоли…». Ну, я и пошел. Путь был труден и тернист, но я справился и не жалею.
   – То есть, если я правильно понимаю – специального образования у вас нет?
   – Нет. По образованию я вообще учитель начальных классов. Работая слесарем, заочно окончил педфак ТвГУ. А в плане дизайна – самоучка. Начал с нуля, придя на стажировку в репроцентр на нашем полиграфкомбинате. И помаленьку-потихоньку научился. Поначалу, конечно было трудно, и вспоминая свои дизайнерские работы первых лет, я прихожу в тихий ужас. Но мастер-ство приходит с опытом, и, могу сказать уверенно, это самый правильный путь – через годы и горы работы. Хочу развеять этот миф о романтической составляющей такой профессии, как дизайнер. В большинстве случаев это сплошная нервотрепка и рутина, особенно при отсутствии опыта. Романтика начинается только лет через десять. Причем постоянной работы. А не после того, как вы закончили курсы дизайнеров. Ну, или художественное училище. Хотя хороший старт – это хороший старт. И художественное училище, и специализированные курсы помогут вам в освоении данной профессии гораздо больше, чем метод научно-технического тыка, с которого начинал я. Думаю, сейчас гораздо больше возможностей, чтобы реализовать свой творческий потенциал.
   – Кстати, о курсах. Насколько я знаю на одном из таких вы как раз и преподаете графический дизайн. Много ли людей хочет научиться работе дизайнера?
   – Достаточно много. Я веду курс «Мастер графического дизайна» в учебном центре «КОМПЬЮТЕРиЯ» и могу сказать, что он довольно популярен. Несмотря на то, что длится обучение всего два месяца, курс довольно насыщенный, и теорией, и практикой. Многие из уче-ников даже стали работать дизайнерами. А так за год удается выпустить несколько групп – это порядка ста человек. Довольно много индивидуальных заказов на обучение.
   – Банальный вопрос. Творческие планы на будущее?
   – Дом построить. Надеюсь, получится. В плане дизайна – наверное, достичь новой степени мастерства. Дописать книгу «По уши в дизайне», которую я пишу в режиме реального времени на одном из своих сайтов. О жизни в общем и о дизайне в частности. Но далеко загадывать не буду – жизнь изменчива.
   – А кто дизайнер Богачев в обычной жизни? Как с отдыхом и свободным временем?
   – В обычной жизни я семьянин. И большую часть времени стараюсь проводить дома с семьей. Хотя может получается и не очень. То есть я вроде дома, но за компьютером. Но семья понимает и терпит. Люблю заниматься исключительно мужскими делами – стро-ительство и все такое. У меня прекрасная супруга, которая идет со мной по жизни вот уже пятнадцать лет. И замуж она выходила еще за слесаря. Двое детей, старший сын Александр – школьник двенадцати лет, отличный парень и уже собирается стать дизайнером, и дочка Натусик, маленькая принцесса, ей всего полтора года. Живем мы дружно и счастливо. Везде всегда вместе. Ну, а дизайн? Дизайн - это всего лишь работа.

Беседовала Нина Метлина


Опубликовано в №2 «Светская Тверь» (стр. 22-25)